УРАЛ. Картина маслом

Мы начинаем цикл публикаций, рассказывающих об Урале – от Ледовитого океана до оренбургских степей – кистью художников, живших ранее или живущих сейчас на этой особой территории «опорного края державы». А также мастеров живописи, обративших свой творческий взор на Урал и его богатую и важную для России историю. И бывших здесь в творческой командировке.

Постепенно – картина за картиной – соберется виртуальный альбом, который, мы надеемся, поможет лучше понять, что такое Урал в его истории и его сегодняшнем дне. Ведь историю и имидж края создают не только историки и публицисты, но и художники. И этот их рассказ в образах, который часто понятней широкой аудитории.
Автор проекта – журналист Сергей Белковский. Обладатель золотой и двух серебряных медалей всероссийского конкурса СМИ «Патриот России», премии «Золотая лира» в Челябинске.
Начнем наш цикл с рассказа о самой известной картине, относящейся к Уралу. Картине Василия Сурикова об Ермаке.
Ермак на картине Василия Сурикова — одна из славных и великих страниц истории Отечества
В Челябинске и в Магнитогорске установлены специальные стелы, которыми определяется граница между Уралом и Сибирью. Ежедневно горожане могут утро встретить в одной части России, а на работу или учебу ехать в другую.
Сейчас граница между Уралом и Сибирью выглядит символичной и во многом условной. Но несколько столетий назад только шло освоение и самого Урала, и великих просторов Сибири. Один из первопроходцев на этом пути был Ермак со своими товарищами.

Картина Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» — одна из важнейших «страниц» в нашем цикле «Урал. Картина маслом». И потому, что речь идет о творчестве одного из самых славных русских живописцев. И потому, что в этом полотне отражается одна из славных и великих страниц истории Отечества.
Художник для своей монументальной работы выбрал батальный жанр, чтобы ярче рассказать о личности Ермака, а также о величии подвига русских казаков. Зрители наблюдают битву казачьего войска с большой ратью сибирского хана Кучума.
С детства Василий Суриков слышал рассказы о Ермаке и его помощниках, которые смогли победить армию хана Кучума.
Композиция картины построена так, что зрители смотрят на ханское войско со стороны казаков, кажется — плывут в соседней лодке. Вот кипят воды Иртыша. Так для наглядности описывается эта работа живописца.
Суриков впервые получил возможность работать в мастерской, она располагалась в одной из башен Исторического музея. Все предыдущие картины художник писал дома, что не позволяло ему ощутить масштаб своих работ и разглядеть их полностью.

На полотне казаки, под христианскими знаменами, возглавляемые Ермаком, изображены Суриковым на первом плане картины. Выглядят они мощнее сибирского воинства. Вражеская сторона представляет на картине людскую массу, из которой можно выделить лишь несколько лиц. Точно расставлены акценты: уверенность и отвага со стороны казаков, растерянность и страх со стороны ханского войска. В изображении Ермака полководческий жест — протянутая рука, направляющая войско, — традиционный прием классической живописи.
И вот – картина закончена. Было начало февраля 1895 года. Еще до открытия выставки передвижников ее посетил царь Николай II с царицей. Царская чета приобрела новую работу Сурикова за сорок тысяч рублей. В это время как раз праздновались трехсотлетие покорения Сибири и открытие Транссибирской железной дороги, так что своей картиной Василий Иванович Суриков попал в коньюнктуру, и, как видим, в этом нет ничего плохого.

Размер картины: 285×599 см.
О походе Ермака в Сибирь написано немало.
— Отряд Ермака поднялся по реке Чусовой и до Тагильского перевала в Уральских горах. С топором в руках казаки сами прокладывали себе путь, расчищали завалы, валили деревья, рубили просеку. У них не было времени и сил разровнять каменистый путь, вследствие чего они не могли волочить суда по земле, используя катки. По словам участников похода, они тащили суда в гору «на себе», иначе говоря, на руках, — читаем об этом походе Ермака.
И еще:
— Первая стычка казаков с сибирскими татарами произошла в районе современного города Туринска (Свердловская область), где воины татарского князя обстреляли струги Ермака из луков. Здесь Ермак при помощи пушек разогнал конницу мурзы Епанчи. Затем казаки без боя заняли небольшой городок. На месте современной Тюмени было взято множество сокровищ: серебро, золото и драгоценные сибирские меха.
Кучум решил встретить казаков недалеко от места сливания Тобола и Иртыша у Чувашского мыса. Хан собрал почти 15 тысяч человек. На стороне Кучума были наемники, князьки с личными дружинами. Был момент, когда самые боеспособные силы Кучума ушли в набег на Пермь. Местное население не оказывало поддержки Кучуму, в разгар битвы наемники хана покинули. Кучум потерпел поражение и отступил в степь.

Поход войска Ермака в Сибирь проходил в далеком уже 1582 году. Но тема этого похода и миссии Ермака до сих пор становится поводом для полемики.
Между тем факт остается фактом – Ермак начал дело присоединения Сибири к Российскому государству. И никто после уже не смог в народном сознании занять это место.
А происходило все здесь – на границе Урала и нынешней Сибири. О чем стоит помнить, стоя перед картиной об Ермаке.
Сибирь сейчас становится гарантом стратегической и экономической безопасности страны. Поэтому конкуренты и противники нашей страны заинтересованы в отделении её от России. Для этого прибегают к разным методам дискредитации истории присоединения Сибири, умаления роли открывателей Сибири, в частности, Ермака.
Историческая логика той эпохи свидетельствует о том, что Ермак действовал в рамках плана Ивана IV. Причём форма реализации этого плана – мирное освоение Сибири – нередко остаётся за кадром в истории Ермака, его миссия называется завоеванием, несмотря на мирное, торгово-культурное начало в этой миссии.
Противоречивые легенды вокруг имени Ермака дискредитируют не столько имя, сколько его миссию – привести Сибирь в лоно России. А это значит, что сегодня дискредитируется легитимность миссии Ермака и её результаты, которые сейчас налицо. И Ермак, память о нём, играли и продолжают играть здесь важную роль. Потому что Ермак ведёт за собой память народа, который освоил Сибирь путём огромных усилий.

Необходимо постоянное обновление памяти о Ермаке, чтобы подтверждать снова легитимность его миссии. И это необходимо делать постоянно. Потому что идет информационная война за умы нового поколения россиян.
И здесь играла и продолжает играть свою роль картина Василия Сурикова, с которой ежедневно знакомятся посетители Русского музея в Санкт-Петербурге.
 
 
 
uralpress.ru

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: